ДОП " Мир удивительных красок"

1

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7

Содержание:
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей образовательной
программы
Учебный план
Содержание программы
Планируемы результаты освоения программы
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарно - тематический план
Условия реализации программы
Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля
Контрольно-оценочные материалы
Методическое обеспечение
Рабочая программа
Информационные ресурсы
Приложение 1

3
3
6
6
9
15
16
16
16
17
17
22
28
28
30

2

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей, художественной направленности, очной формы обучения, сроком
реализации 1 год (36часов), для детей 5-6 лет, стартового уровня освоения.
Программа создана с целью формирования гармоничной личности в системе
дошкольного образования при создании условий для творческого самовыражения
дошкольника через нетрадиционные техники рисования. Развитие творческих
способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных
особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только
нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Данная программа разработана в соответствии с государственными
требованиями к образовательным программам системы дополнительного
образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2022 года
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20
«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7.Устав МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка».
Актуальность программы заключается в том, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В
системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает

3

целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя
творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них
множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это
отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет
неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Новизна
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Мир удивительных красок», состоит в том, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в
качестве
оригинальных
художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Отличительная особенность данной программы заключается использование
более тридцати нетрадиционных для дошкольного образования художественных
техник, способствующих развитию детской одаренности через следующие этапы
работы с детьми:
 Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание
цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки,
а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и
«печатку» из поролона.
 Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с
техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых
мелков и акварели, свечой и акварели и другие.
 Третий этап – направлен на закрепление раннее усвоенных знаний и навыков,
обучение
более
сложным
художественно-графическим
техникам
(клясография, набрызг, монотипия).
Сведения о программе, направленность.
Программа - модифицированная, составлена на основе программы Давыдовой
Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и имеет художественную
направленность. Она создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих
способностей дошкольников с учетом их возможностей и мотивации.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: Государственный язык РФ - русский.
Особенности реализации программы: один из модулей дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир удивительных красок».
4

Уровень освоения программы –стартовый.
Объём программы - 36 часов.
Срок освоения программы –1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации программы - линейная последовательность освоения содержания в
течение 9 месяцев в одной образовательной организации.
Условия набора в группу: формирование групп по желанию учащихся на
основании приказа заведующего МДОУ «Муниципальный детский сад
«Рябинка»,заявления и согласия родителей воспитанника(законного представителя).
Условия формирования групп: одновозрастные, зачисление и дополнительный
набор желающих на основании Приказа заведующего МДОУ «Муниципальный
детский сад «Рябинка», заявление и согласие родителей (законных представителей)
воспитанников.
Состав группы: 12 человек
Реализация права на предоставление документа об обучении - не
предусмотрено.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации
ДООП - организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития
категорией обучающихся согласно медицинским показаниям (дети с речевыми
нарушениями, ДЦП).
Объём, сроки освоения программы, форма обучения.
Сроки реализации
Уровень сложности
Количество учебных недель
Количество минут в неделю
Количество занятий в неделю
Общее количество часов
Общее количество занятий за учебный год
Количество минут в месяц
Основание для зачисления
Минимальный возраст для зачисления
Максимальный возраст занимающихся
Оптимальная наполняемость групп
Срок освоения программы
Оценка уровня подготовленности при зачислении
в группу

1сентября 2023 г. - 30 мая
2024г.
Стартовый
34
25
1
36
36
100
Заявление
родителей
(законных представителей)
5 лет
6 лет
12 человек
9 месяцев
нет

5

Уровень подготовки по окончанию программы
Выставка работ
Требования к участию в соревнованиях
Нет
Форма обучения
Очная
Программа реализуется на бюджетной основе
Да
Социальным партнером, привлекаемым к
Библиотека
реализации программы
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей образовательной
программы.
Цель программы: формирование интереса к изобразительной
деятельности, развитие творческих способностей, воображения, фантазии у детей
дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Обучающие:

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
рисования;

Способствовать формированию устойчивого интереса детей к
рисованию нетрадиционными техниками рисования;

Расширить знания представления о многообразии нетрадиционных
техник рисования.
Воспитательные:

Привить интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

Создавать все необходимые условия для реализации поставленной
цели;

Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Развивающие:

Развить эстетический и художественный вкус и научить создавать свой
неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя
различные техники рисования (передачу формы, строение предмета, пропорций
предмета в изображении, композицию, движение и цвет).
1.3.Содержание программы
Учебный план.
Всего В том числе
Формы
№ Темы
часов Теория
Практика аттестации/контроля
Вводное занятие.
Предварительный и
Инструктаж по ТБ.
текущий.
Стартовая диагностика.
Первое знакомство с
1.
1
0,5
0,5
нетрадиционными
техникой( рисование по сырому)
Осенние пейзажи
Текущий и
2. Волшебные листочки
1
0,5
0,5
тематический.
6

Рисование узоров по
3. мотивам дымковских
игрушек

1

0,5

0,5

4. Пушистые животные

1

0,5

0,5

5. Фруктовая мозаика

1

0,5

0,5

6. Роспись дымковского коня

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8. Первый снег

1

0,5

0,5

9. Хвойный лес

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

11. Портрет мамы

1

0,5

0,5

12. Снежинки

1

0,5

0,5

13. Елочка нарядная

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

15. Зайчик

1

0,5

0,5

16. Мои любимые рыбки

1

0,5

0,5

17. Я в волшебном еловом лесу

1

0,5

0,5

18. Нютюрморт

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.

0,5

Текущий и
тематический.

7.

10.

14.

Моё любимое платье или
свитер

Узор на разделочной
доске(городецкая роспись)

Птицы волшебного сада
(городецкая роспись)

Разные-разные голубые,
19. красные, синие, зеленые
воздушные шары)
Пингвины на
20. льдинах(первое занятие) –
снег и полярная ночь
Пингвины на
21. льдинах(второе занятие)
пингвины
22. Теория «знакомство с

1

0,5

Текущий и
тематический.

1

0,5

0,5

Текущий и
тематический.

1

0,5

0,5

Текущий и

7

технологией батик»
23. Подарок для папы

1

0,5

0,5

24. Чудесные платки

1

0,5

0,5

25. Портрет мамы

1

0,5

0,5

26. Какого цвета весна

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

33. Волшебный цветок

1

0,5

0,5

34. Бабочка красавица

1

0,5

0,5

35. Разноцветные матрёшки

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

36

18

18

27.

Подснежники для моей
мамы

28. Золотая рыбка
29.

Расцвели чудесные цветы
(жостовский поднос)

30. Мы рисуем море
Чудесный букет
(монотипия)
Вишня в цвету( рисование с
32.
натуры)
31.

Как я люблю одуванчики
36. (итоговое занятие, итоговая
диагностика)
Итого

Колич
ество
детей

12

тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Итоговый.

Календарно учебный план.
Колич Количеств Колич Количест Колич Дата
Дата
ество о занятий в ество
во минут
ество начала окончания
заняти
месяц
заняти в неделю минут занятий занятий
йв
й в год
в
недел
месяц
ю
1
4
36
25
100
1
31 мая
сентября 2024г
2023г

8

Содержание программы.
1.Тема «Осенние пейзажи» 1ч.
Теория. Знакомство с программой. Обсуждение правил поведения и техники
безопасности на занятиях. Беседа с детьми об осени, ее красках и цветах.
Рассматривание осенних листьев. Анализ натуры (разнообразная форма
листьев и разный характер изменения цвета). Демонстрация техники –
рисование «по мокрому». Введение понятия «фон», «акварель». Правила
размывания акварельных красок.
Практика. Смачивание листа бумаги водой с помощью толстой кисти
(щетина №20), нанесение акварельной краски мягкой кистью легкими
прикосновениями к мокрой бумаге.
2. «Волшебные листочки».1ч.
Теория. Демонстрация техники – печатание листьями: Введение понятия
«фон», «гуашь».
Практика. Нанесение краски (желтый, зеленый, красный цвет) на лист
дерева, выполнение оттиска (листья в вазе) на готовом фоне, дорисовывание
кистью непропечатаные элементы.
3. «Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек».1ч.
Теория. Рассматривание фигур дымковских игрушек, беседа о разнообразии
элементов геометрического узора. Обратить внимание на отличительную
особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета.
Практика. Дети самостоятельно расписывают образ дымковской игрушки
используя кисть и печатку «тычок». Применяются различные приёмы
кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание
кисти для изображения декоративного цветка.
4. «Пушистые животные». 1ч.
Теория. Рассматривание изображения пушистых животных. Анализ образца.
Демонстрация техники рисование- тычок жесткой кистью. Учить, наиболее
выразительно, отображать в рисунке облик животных.
Практика. Нанесение тычком жесткой кисти изображения животного.
Дорисовывание тонкой кистью и гуашью мелкое элементы (глаза, нос, рот).
5. «Фруктовая мозаика» 1ч.
Теория. Знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования.
Рассматривание натюрморта из фруктов, определять форму, величину, цвет
и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке.
Понятие «заливка». Приемы рисования восковыми мелками. Способы
нанесения дополнительных деталей.
Практика. Рисование натюрморта из фруктов с помощью восковых мелков.
Заливка формы с помощью акварельных красок.
Формы аттестации для определения результативности освоения
программы: выставка детских работ.
6. «Роспись дымковского коня» 1ч.

9

Теория. Рассматривание фигур дымковских коней. Беседа о колорите
дымковского узора. Показ приёмов рисования дымковских узоров, используя
разнообразные приемы работы: кистью, тычком (ватной палочкой).
Практика. Дети самостоятельно расписывают силуэт коня дымковскими
узорами: горошина, точка, соблюдая следующие правила построения
композиции: располагать элементы узора в шахматном порядке; начинать
роспись сверху вниз; расписывать у коня только внешнюю сторону:
туловище, ноги.
7. «Моё любимое платье или свитер»1ч.
Теория. Рассматривание иллюстраций одежды, эскизы свитеров и платьев с
различными узорами. Познакомить с техникой печатания поролоновыми
штампами. Совершенствовать украшать свитер или платье простыми
узорами (волнистые и прямые линии, точки)
Практика. Самостоятельное рисование на шаблоне свитера или платья
,печать поролоновым штампом в центре шаблона. Правильное расположение
узоров.
8. «Первый снег» 1ч.
Теория. Знакомство с техникой монотипия.Продолжать учить детей
самостоятельной передавать несложный сюжет; включать в рисунок
знакомые предметы. Эскизы и иллюстрации деревьев поздней осенью(без
листьев).Основные материалы для создания монотипии. Показ передачи
изображения через технику монотипия. Сравнение рисунка (см. занятие
№1). Дополнить рисунок рисованием техникой пальчиками (снег).
Практика. Получение монотипии «Дерево»,рисование пальчиками «Снег».
9. « Хвойный лес» 1 ч.
Теория. Продолжать знакомить детей со способом рисования - тычком
жесткой полусухой кистью. Рассматривание изображений хвойного леса.
Практика. Самостоятельное рисование детей техникой рисования жесткой
полусухой кистью, создание композиции .
10. «Узор на разделочной доске» 1ч.
Теория. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Рассмотреть
отдельные элементы, узоры. Образец узора из элементов городецкой росписи
на разделочной доске. Показ передачи изображения элементов росписи:
цветок ромашка, листок ,с соблюдением характерных цветосочетаний
городецкой росписи.
Практика. Самостоятельное рисование элементов городецкой росписи :
цветок ромашка, листок, на заготовках нарисованных разделочных досок.
11. «Портрет мамы» 1ч.
Теория. Познакомить детей с жанром портрет и способом передачи
сангиной. Рассматривание фотографий своих мам, репродукции женских
образов написанные сангиной . Показ передачи изображения, соблюдая
последовательность при рисовании. Передавать в рисунке некоторые черты
облика (мамы),цвет глаз, волос.
Практика. Самостоятельное рисование сангиной портрет мамы передавая
все черты облика, располагая портрет на весь лист.
10

12. «Снежинки» 1ч.
Теория. Продолжать знакомить с техникой рисования восковыми мелками
снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными).
Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги.
Практика. Рисование снежинок в технике рисования восковыми мелками и
заливка листа с помощью акварельных красками.
13. «Елочка нарядная» 1ч.
Теория. Рассматривание картин с различными ёлочными игрушками.
Показать изготовление плоскостных елочных игрушек (в технике акварель +
восковой мелок) для украшения елочки(коллективная работа, выполненная
обрыванием). Показ передачи изображения - бусы на ёлку, используя
рисование пальчиками.
Практика. Самостоятельное коллективное изготовление плоскостных
елочных игрушек(в технике акварель + восковой мелок) для украшение ёлки
(выполненная обрыванием). Рисование пальчиками -бусы на ёлку.
14. «Птицы волшебного сада» 1ч.
Теория. Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи.
Познакомить с приёмами изображения городецких птиц. Учить рисовать
птицу в волшебном саду ( из цветов и листьев городецкой
росписи).Развивать чувство композиции. Рассмотреть с ребятами изделия,
расписанные городецкими
мастерами.
Показать
образец
той росписи (исполненной
народным
мастером,
которую
они
должны рисовать.
Практика. Дети самостоятельно выбирают птицу для росписи (из цветов и
листьев городецкой росписи) и рисуют её.
15.«Зайчик» 1ч.
Теория. Продолжать учить технике «тычок жесткой полусухой кистью».
Учить выполнять сюжетный рисунок с помощью этих материалов.
Практика. Самостоятельное рисование тычком жесткой полусухой кистью
внутри контура изображение пушистого животного (зайчика).
16. «Мои любимые рыбки » 1ч.
Теория. Продолжать учить сочетать восковые мелки и акварель. Учить
тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветовидение.
Практика. Рисование рыбок в технике рисования восковыми мелками и
заливка листа с помощью акварельных красками.
17. «Я в волшебном еловом лесу» 1ч.
Теория. Рассматривание изображений елового леса. Понятие «линия»,
«штрих». Приемы рисования восковой свечой. Демонстрация приемов
использования стеки.
Практика. Лист бумаги покрывается сначала воском, затем черной
художественной тушью, после высыхания выцарапывается рисунок (еловый
лес) художественными стекой ,зубочисткой.
18. «Натюрморт» 1ч.
Теория. Познакомить с картиной художника И.И. Машкова «Синие сливы».
Продолжить знакомство с жанром натюрморта. Обратить внимание на цвет
11

как средство передачи настроения. Показ передачи изображения ватными
палочками .
Практика. Рисование натюрморта ватными палочками и придумывание
сказки по его содержанию. Игра «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь»,
«Угадай по запаху».
19. «Разные-разные голубые, красные, синие, зеленые воздушные
шары» 1ч.
Теория. Продолжать развить у детей способность передавать в рисунке
изображение знакомых предметов; закрепить навыки рисования предметов
округлой формы ,закрашивания рисунка ;
Практика. Самостоятельное рисование воздушных шаров округлой формы,
закрашивание их, распределение рисунка на весь лист.
20. «Пингвины на льдинах» (первое занятие)1ч.
Теория. Рассматривание картин «Антарктида», из серии «Мир животных»,
изображений животных Антарктиды (пингвины). .Закрепить понятие о
холодных цветах. Учить рисовать пингвинов, изображать снег, лёд и
полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на
бумаге .
Практика. Рисование сюжета пингвинов на льдине ,используя гуашь
разных цветов точно передавая форму и облик животных.
21. «Пингвины на льдинах» (второе занятие) пингвины 1ч.
Теория. Продолжать совершенствовать умение в смешивании белой и
черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов,
передавая разницу в величине птиц.
Практика. Самостоятельное рисование сюжета «семья пингвинов» передача
величины птиц.
22. «Знакомство с техникой батик» 1ч.
Теория. Познакомить детей с новой техникой батик ,с её историей. Показать
метод нанесения мазков на влажную поверхность ткани, развивать умение
работать концом кисти. Развивать цветовосприятие, умение выполнять
узорную роспись, используя метод повторения, чередования.
Практика. Самостоятельное рисование детей узоров в новой технике батик
на влажную поверхность ткани, рисование только концом кисти.
23. «Подарок для папы» 1 ч.
Теория.
Совершенствовать
умения
и
навыки
в
свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать
самостоятельно технику и цвет.
Практика.
Самостоятельный
выбор
ребенка
в
свободном
экспериментировании с материалами, а так же цвета.
24. «Чудесные платки» 1 ч.
Теория. Расширить представления детей о народно-декоративном искусстве
через знакомство с определенным видом народного искусства – ПавловоПосадские платки. Рассматривание изображения Павлово- Посадских
платков, их узоров. Рассматривание отдельных узоров.
12

Практика. Передача отдельных элементов (узоров) на листе бумаге
квадратной формы.
25. «Портрет мамы» 1ч.
Теория. Продолжить с жанром изобразительного искусства – портретом
передача особенностей внешнего вида, настроения характера, конкретного
человека (мамы), используя для реализации замысла восковые мелки.
Практика. Передача изображения портрета мамы в технике рисования
восковыми мелками.
26. «Какого цвета весна» 1ч.
Теория. Активизировать технические навыки работы с гуашью и акварелью,
используя нетрадиционные приемы в рисовании. Продолжать знакомить с
репродукциями картин русских художников А. К. Саврасова “Грачи
прилетели”,
И.
И.
Левитан «Большая
вода».Совершенствовать
навыки рисования концом кисти.
Практика. Заливка листа акварельными красками,передача изображения
сюжета (весны),её характерных признаков используя гуашь и
нетрадиционные приёмы рисования.
27. «Подснежники для моей мамы» 1ч.
Теория. Продолжать закреплять навыки в рисовании мелками и акварелью.
Передавать образ цветка, его строение и форму, обращая особое внимание на
склоненную головку цветов. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Рассматривание картин с изображением подснежников.
Практика. Передача изображения ,образа цветка в технике рисования
восковыми мелками, заливка листа акварельными красками.
28. «Золотая рыбка» 1ч.
Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – воздухом через
трубочку .Понятие «пятно», «сила выдоха». Демонстрация картинок рыб и
морского дна, водорослей. Понятие «форма», «величина», «расположение».
Демонстрация техники – выдувание трубочкой.
Практика. Раздувание капли акварели с помощью трубочки для коктейля до
получения изображения растений на морском дне. Для украшения чешуи рыб
дети применяют ракушки (по желанию детей).
29. «Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос) » 1ч.
Теория. Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку,
выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную
композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма,
цвето-восприятие.
Практика. Передача отдельных элементов узора на чёрный лист бумаги
формата А4 с помощью гуаши.
30. «Мы рисуем море» 1ч.
Теория. Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования
отпечаток ладошкой , рисование пальчиками , рисование тычком ,развивать
чувство композиции. Рассматривание изображений морских обитателей,
морского дна.

13

Практика. Передача изображения используя нетрадиционные техники
рисование ладошкой, рисование пальчиками, рисование тычком.
31. «Чудесный букет» 1ч.
Теория. Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных
предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике
монотипия.
Практика. Получение сюжетного изображения (букет) в технике рисования
монотипия.
32. «Вишня в цвету (с натуры) » 1ч.
Теория. Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе ,
обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры вазы и веток.
Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для
повышения выразительности рисунка. Рассматривание картин цветущих
деревьев.
Практика. Получение изображение рисуя с натуры, используя техники
рисование пальчиками и тычком.
33. «Волшебный цветок» 1ч.
Теория. Знакомство детей с копировальной бумагой и её свойствами.
Показать способ передачи изображения с помощью этой техники.
Практика. Получение изображения с помощью копировальной бумаги
,самостоятельный выбор изображения дл передачи.
34. «Бабочка красавица» 1 ч.
Теория. Продолжать учить рисовать на мокром листе бумаги в технике
монотипия. Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек.
Наблюдение за бабочками в природе.
Практика. Передача изображения бабочки в технике рисования монотипия.
35. «Разноцветные матрёшки (семёновские матрёшки) » 1ч.
Теория. Познакомить детей с семёновской матрёшкой ,её росписью,
отдельными элементами. Рассматривание выставки матрёшек. Показать
передачу отдельных элементов росписи.
Практика. Передача отдельных элементов семёновской матрешки у себя на
шаблоне в виде матрёшки.
36. «Как я люблю одуванчики» 1ч.
Теория. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и
техник их изображения – обрывания и тычкования, восковой мелок +
акварель. Развивать чувство композиции и колорита в процессе
использования разных материалов для создания выразительного образа
одуванчика в пейзаже.
Практика. Передача сюжета используя техники рисования обрывание и
тычкование, восковые мелки + акварель для создания выразительного образа.

14

Формы для определения результативности освоения программы:
выставка детских работ.
1.4. Планируемы результаты освоения программы:
В результате реализации программы обучающиеся должны обладать:

знаниями о технике безопасности во время работы;

развитыми общими и творческими способностями;

интересом к изобразительной деятельности;

знаниями о разнообразии техник нетрадиционного рисования, о свойствах
и качествах различных материалов;

умениями анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета,
местоположение частей;

повышенным уровнем коммуникативных способностей детей при
творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками;

навыками трудовой деятельности.
К концу года обучения дети должны знать:

особенности
материалов,
применяемых
в
нетрадиционной
изобразительной деятельности;

разнообразие выразительных средств: пятно, цвет, линия, ритм,
композиция, фактура и т.д.;

отличительные особенности и значение декоративно-прикладного
искусства в жизни человека.
К концу года обучения дети должны уметь:

использовать нетрадиционные техники в самостоятельной продуктивной
деятельности;

использовать способы нестандартного раскрашивания;

проявлять творчество в создании художественного образа;

сознательно выбирать средства выражения для своего замысла;

передавать личное отношение к объекту изображения;

передавать движения фигур человека и животных;

давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

15

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарно- тематический план
(составляется ежегодно)
вынесено в отдельный документ (Приложение №1).
2.2.Условия реализации программы.
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет - старший возраст.
Материально - техническое обеспечение.
Для успешной реализации процесса способствует
соответствующая
материально-техническая база:

Уголок художественного творчества в группе;

Комплекты демонстрационного материала (по техникам рисования),
педагогические эскизы, репродукции картин;

Мультимедийные презентации , CDи аудио материал;


Инструменты и приспособления:
 Альбомы для рисования;
 Акварельные краски, гуашь;
 Восковые мелки, свеча;
 Ватные палочки;
 Мягкие карандаши , ластики, бумага для эскизов;
 Поролоновые печатки;
 Зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания;
 Коктельные трубочки;
 Салфетки влажные и сухие;
 Природный и бросовый материал;
 Баночки для воды;
 Подставки под кисти;
 Кисти для рисования разного размера и ворса;
 Копировальная бумага;
 Хлопковая ткань;
 Сангина;
 Пяльца.
 Кадровое обеспечение.

Для успешной реализации программы проводить обучение рисованию
нетрадиционными техниками могут: педагог дополнительного образования;
воспитатель или иной специалист ДОУ , имеющий педагогическое образование со
специализацией «Дошкольное образование» и курсы переподготовки по теме:
«Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере
дошкольного образования» в общеобразовательных организациях в рамках
ФГОС.

16

Информационное обеспечение
Информационное
обеспечение
программы
осуществляется
использования
материалов
интернет
ресурсов:
сайт
https://ru.wikipedia.org/wiki, сайт Крокотак - https://krokotak.com.

посредством
Википедия

2.3. Формы аттестации.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится для определения
уровня подготовки обучающихся.
Форма проведения – наблюдение, устный опрос. Применяемые методы
педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и
корректировать работу о программе на всём протяжении её реализации. Это даёт
возможность отслеживать динамику роста и качества знаний, умений и навыков,
позволяет строить для каждого ребёнка его индивидуальный путь развития. На
основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в
учебный процесс.
В ходе занятий педагогом инициируется у детей самооценка творческой
деятельности, проводится совместный анализ продуктов детской деятельности.
Итоговый контроль: выставка детских рисунков последней темы.
2.4.Контрольно – оценочные материалы.
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, при выполнении практических
и творческих заданий. В течении реализации программы ведётся индивидуальное
педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося.
Система оценивания уровня усвоения программы.
Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при
анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности.
Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты, проводится
выполнение творческого задания, которое оценивается по методике Г.А
Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Анализ продуктов деятельности:
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного
каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются
показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной
деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения
детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение
выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.
2. Передача формы:

Форма передана точно;

Есть незначительные искажения;

Искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
17

Части расположены верно;

Есть незначительные искажения;

Части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:

Пропорции предмета соблюдаются;

Есть незначительные искажения;

Пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция(для более полной и точной характеристики овладения
детьми композицией выделены две группы показателей):
А) расположение изображений на листе:

По всему листу;

На полосе листа;

Не продумана, носит случайный характер;
Б) соотношение по величине разных изображений,
Составляющих картину:

Соблюдается пропорциональность в изображении
Разных предметов;

Есть незначительные искажения;

Пропорциональность разных предметов передана
Неверно.
6. Передача движения:

Движение передано достаточно четко;

Движение передано неопределенно, неумело;

Изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится
на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей:
первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов
декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету,
свободное обращение с цветом):
А) цветовое решение изображения:

Передан реальный цвет предметов;

Есть отступления от реальной окраски;

Цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:

Многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение
соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени
случайно;

Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или
случайно взятыми цветами).


18

Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по
формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие
группы показателей):
А) характер линии:

Слитная;

Линия прерывистая;

Дрожащая (жесткая, грубая);
Б) нажим:

Средний;

Сильный, энергичный (иногда бумагу);

Слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

Мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

Крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за
пределы контура;

Беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
контура;
Г) регуляция силы нажима:

Ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

Ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах

Ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы
показателей для более детальной характеристики отношения детей к
деятельности):
А) отношение к оценке взрослого:

Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить
ошибки, неточности;

Эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале —
радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность
замедляется или вовсе прекращается);

Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
Б) оценка ребенком созданного им изображения:

Адекватна;

Неадекватна (завышенная, заниженная);

Отсутствует;
В)
эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко
(сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

К предложенному заданию;

К процессу деятельности;

К продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:

Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;

Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому
обращается редко;
19

Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
А) самостоятельность замысла;
Б) оригинальность изображения;
В) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем
показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в
описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей,
оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1
балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку
суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45,
низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать
детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.


20

Таблица № 1
Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю
Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция Передача
движения

№ п/п

Цвет

Общее
количество
баллов

Итого:
Таблица № 2
Диагностическая карта:
(по методике «Диагностика изобразительной деятельности»
Г.А. Урунтаевой)
№ п/ Ф.И.
п
ребе
нка

Технически
е навыки

н

к

Точность
движений

н

к

Средства
выразитель
ности (цвет,
форма,
композиция
и др.)
н

к

Наличие
замысла

н

к

Проявление
самостояте
льности

н

к

Отношение
к
рисованию

н

к

Речь в
процессе
рисования

н

к

Итоги

н

к

1.
2.
3.
4.
Н.- начало года
К.- конец года
21

2.5. Методическое обеспечение.
Программа является моделью совместной художественно-изобразительной
деятельности педагога и детей, составлена с учетом возрастных,
физиологических, психологических и познавательных особенностей детей
дошкольного возраста.
 При реализации программы широко используются методы обучения:
словесный (использование художественного слова; объяснение, беседа;
совместное обсуждение);
 Наглядный (показ технических приемов рисования, демонстрирование
готовых картин, иллюстраций)
 Практический (упражнение, создание игровых и проблемных ситуаций);
 Аналитический (наблюдение, самоконтроль, самоанализ).
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют
друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить
специальные умения и навыки, развивать мышление, внимание, творческое
воображение. Ориентируясь на эти принципы, составлено учебно-тематическое
планирование и все же с учетом возможности его изменения, а также
используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в
обучении, методу активности, репродуктивности, связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями.
При построении программы были учтены основные принципы:











Принцип творчества − развитие творческих способностей детей;
Научности − знания о форме, цвете, композиции;
Доступности − учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Поэтапности − последовательность выполнения этапов;
Динамичности − от простого к сложному;
Сравнений − варианты методов и способов изображения, разнообразие
материала;
Выбора − выбор материалов, способов изображений;
Преемственности − учет задач возрастного периода;
Сотрудничества− совместная работа с родителями, сверстниками,
воспитателями;
Интеграции − синтез искусств.

…Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
22

рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и
книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения
различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного
решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают
сюжетный характер, достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся
сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображённого человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов, систематизируются представления детей. Они называют не
только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10
различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при
этом противоположных признаков…»
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих
возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования
взаимоотношений и выражения различного рода эмоций ,в том числе и
отрицательных, негативных.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми
5-6 лет.
Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы.
Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети
свободно передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо
общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Курс
занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся продолжительностью
20-25 минут с детьми 5-6 лет.
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые
ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры,
погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника
придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может

23

выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый
человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков
затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных
способов решения данной проблемы является проведение специальной
пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием
художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует
подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном
творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы
(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные
с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.
Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей
умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание
произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.
Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические
этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности:
рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок,
показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать
себя в звуках и красках. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в
красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в
неказистом - выразительное.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует
решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества,
индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим
стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех
воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины
замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость
своего труда.
Основные этапы реализации:
Этапы
I этап

Направления работы
Начальный, который направлен на
обучение детей.
Создание цельного художественного
образа.

Методы
- Рисование ладошками;
- Рисование пальчиками;
- Техника «печать»
из поролона;
- Техника «тычка» жесткой
24

полусухой кистью.

II этап

III этап

Средний, который направлен на сочетание
знакомых техник
с техниками изображения предметов и
явлений.

-Свеча и акварель;
- Рисование восковыми
мелками и акварели
и другие.

Направлен за закрепление раннее
усвоенных знаний и навыков,
обучение более сложным художественнографическим техникам

- Кляксография;
-Монотипия
и другие.

Характеристика нетрадиционных изобразительных техник.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею
по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким
образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,
листы большого формата, салфетки.

25

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток
на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
 Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисунок мелками остается не закрашенным.
 Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой
остается белым.
 Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на
одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не
высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
26

Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования
нескольких украшений.
 Черно-белый граттаж (грунтованный лист).
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая
кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку
туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными
концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он
весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом
либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После
высыхания палочкой процарапывается рисунок.
 Рисование сангиной.
Средства выразительности: цвет, фактура.
Материалы: бумага, сангина.
Способ получения изображения: ребенок изображает сангиной например
кусты, деревья, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне.
 Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие),
кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
 Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.

27

При необходимости
дорисовываются.

процедура

повторяется.

Недостающие

детали

2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ.
2.7 .Информационные ресурсы:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I
– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
II – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие
для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.:
Педагогическое общество России, 2005. 6. Никитина А.В. Нетрадиционные
техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий:
Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,
2008.
7. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной
деятельности в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной
изобразительной деятельности. – СПб.: КАРО, 2007.
9. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития:
Академия холдинг, 2004.
11. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
12. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного
возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
13.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва. 2003.
Сайты использованные для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Список литературы для детей:
1.Раз, два, три, четыре, пять - я умею рисовать! Пошаговые уроки для
маленьких художников - Феофанова Ольга, Маликова Светлана, 2013г.
2.Пособие/книга "Белый мишка", издана "Эксмо", в рамках серии "Творческая
мастерская, 2017г.
3.Пособие/книга "Рисуем круг - рисуем все!", автор Харт К., издана "Попурри",
2009 г.
28

4.Пособие/книга "Зуенок Р.: Основы рисования для детей", автор Зуенок Р.,
издана "АСТ", 2015 г.
5.Пособие/книга "Мурзина А.: Учебник рисования для детей", автором
которой является Мурзина А., издана "АСТ",2011 г.

29

Календарно - тематическое планирование
программы «Мир удивительных красок» возраст 5-6 лет.
Педагог дополнительного образования Петрунина Т.С.
группа 2023 - 2024 года обучения.
№
Занятия

№
Темы

Тема учебного
занятия

Дата

Часы

Содержание деятельности

06.09.

1

Теоретическая часть
Практическая часть
Занятия
занятия
Количество
Форма
Количество
Форма
часов
организации
часов
Организации
деятельности
деятельности
Групповая
групповая
0,5
0,5

1

1

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Стартовая
диагностика. Первое
знакомство с
нетрадиционными
техниками.Осенние
пейзажи (рисование
по-сырому)

2

2

3

3

4

4

Волшебные листочки
( печать листьями)
Рисование узоров по
мотивам дымковских
игрушек
Пушистые животные

13.09.

1

0,5

Групповая

0,5

групповая

20.09.

1

0,5

Групповая

0,5

групповая

4.10.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

30

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

(тычок жесткой
кистью)
Фруктовая мозаика
(восковые мелки,
акварель)
Роспись дымковского
коня
Моё любимое платье
или свитер
(печать поролоновыми
штампами)
Первый снег
(монотипия),рисование
пальчиками
Хвойный лес
(тычок полусухой
жесткой кистью)
Узор на разделочной
доске(городецкая
роспись)
Портрет мамы
(рисование сангиной)
Снежинки
(восковые мелки и
акварель)
Елочка нарядная
(рисование
пальчиками, акварель

11.10.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

18.10.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

25.10.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

01.11.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

08.11.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

15.11.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

22.11.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

29.11.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

06.12.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

31

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

+ восковые мелки)
Птицы волшебного
сада
(городецкая роспись)
Зайчик
(тычок жесткой
полусухой кистью)
Мои любимые рыбки
(восковые мелки+
акварель)
Я в волшебном еловом
лесу
(чёрно белый
граттажж)
Натюрморт
(рисование ватными
палочками)
Разные-разные
голубые, красные,
синие, зеленые
воздушные шары.
Пингвины на льдинах
(первое занятие) –снег
и полярная ночь
Пингвины на льдинах
(второе занятие)
пингвины
Теория «знакомство с

13.12.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

20.12.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

27.12.

1

0,5

Групповая

0,5

Групповая

10.01.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

17.01.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

24.01.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

31.01.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

07.02.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

14.02.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

32

23

23

24

24

25

25

26

26

27

27

28

28

29

29

30

30

31

31

32

32

техникой батик»
Подарок для папы
(свободный выбор
техники)
Чудесные платки
(роспись павлово посадских платков
Портрет мамы
(восковыми мелками)
Какого цвета весна
(гуашь +акварель)
Подснежники для
моей мамы
(восковые мелки +
акварель)
Золотая рыбка
(выдувание трубочкой)
Расцвели чудесные
цветы
(жостовский поднос)
Мы рисуем
море(рисование
ладошкой,
пальчиками,
тычком)
Чудесный букет
(монотипия)
Вишня в цвету

21.02.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

28.02.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

06.03.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

13.03.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

20.03.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

27.03.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

03.04.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

10.04.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

17.04.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

24.04.

1

0,5

групповая

0,5

групповая

33

(с натуры)
Рисование пальчиками
и тычком.
33
33
Волшебный цветок
08.05.
(копировальная
бумага)
34
34
Бабочка красавица
15.05.
(монотипия)
35
35
Разноцветные
22.05.
матрёшки
(семёновские
матрёшки)
36
36
Как я люблю
29.05.
одуванчики
(восковой мелок +
акварель ,обрывание,
тычкование).
Итого: итоговая аттестация(выставка рисунков)

1

0,5

групповая

0,5

групповая

1

0,5

групповая

0,5

групповая

1

0,5

групповая

0,5

групповая

1

0,5

групповая

0,5

групповая

36

18

18

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».