1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7 Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Цель, задачи программы, планируемые результаты обучения Учебный план Содержание программы Планируемые результаты Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарно - тематический план Условия реализации программы Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля Контрольно-оценочные материалы Методическое обеспечение Рабочая программа Информационные ресурсы Приложение 1 3 3 5 5 6 8 9 9 9 9 10 11 12 12 15 2 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Программа «Шахматное королевство» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей, физкультурно – спортивной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 2 месяца (16 часов), для детей 5-6 лет, уровень освоения – стартовый. Программа создана с целью формирования первичных базовых навыков и умений игры в шахматы. Развития позитивной социализации, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Совершенствования психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Адресатом программы являются дети 5-6 лет. Данная программа разработана в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 7.Устав МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» Актуальность данной программы заключается в том, что в дошкольном возрасте на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность обучать дошкольников без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Таким образом, шахматы – средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию. Шахматы – это и есть посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию. 3 Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования. Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что разработанный начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам Отличительная особенность программы заключается в том, что в данной программе использован новый, нестандартный подход к процессу обучения азам шахматной игры, предложенный И.Г. Сухиным в книге «Шахматы для самых маленьких». Учитывая мировой опыт преподавания шахмат, автор предлагает начать обучение игре детей старшего дошкольного возраста. Цель такого обучения не воспитание будущих чемпионов, а привитие малышам интереса к мудрой игре, содействие формированию качеств, необходимых для дальнейшей учебы в школе. Успешность такого раннего обучения шахматам Сухин И.Г. доказывает, основываясь на теории доктора психологических наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также на исследованиях доктора психологических наук Я.А.Пономарѐва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Делая первые шаги в мире шахмат, традиционно обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, с великими шахматистами, шахматной доской, фигурами, учатся разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «до матового» периода игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Программа – модифицированная, составлена на основе программы И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких». Данная программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет. Направленность программы: физкультурно-спортивная. Язык реализации программы: Государственный язык РФ - русский. Особенности реализации программы: один из модулей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматное королевство» Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы - линейная последовательность освоения содержания в течение двух месяцев в одной образовательной организации. Применение дистанционных образовательных технологий - не предусмотрено. Адресат программы: программа адресована детям 5-6 лет. Условия набора в группу: формирование групп по желанию учащихся на основании Приказа заведующего МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка», заявления и согласия родителей воспитанника (законного представителя). Условия формирования групп: одновозрастные, зачисление и дополнительный набор желающих на основании Приказа заведующего МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка», заявления и согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Состав группы: 12 человек. Реализация права на предоставление документа об обучении - не предусмотрено Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям (дети с речевыми нарушениями, ЗПР, ДЦП) 4 Объем, сроки освоения программы, форма обучения. Сроки реализации 1 марта - 20 апреля 2023 год Уровень сложности стартовый Количество учебных недель 8 Количество часов в неделю 2 Количество занятий в неделю 2 Общее количество часов 16 Общее количество занятий за учебный год 16 Кол-во часов в месяц 8 Основание для зачисления Заявление родителей (законных представителей) Минимальный возраст для зачисления 5 лет Максимальный возраст занимающихся 6 лет Оптимальная наполняемость групп 12 человек Срок освоения программы 2 месяца Оценка уровня подготовленности при зачислении в группу Нет Уровень подготовки по окончанию программы Шахматный праздник Требования к участию в соревнованиях Нет Форма обучения Очная Программа реализуется на бюджетной основе. Да 1.2 .Цель и задачи дополнительной общеразвивающей образовательной программы. Цель программы: Развитие познавательных способностей через обучение игре в шахматы. Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач: Обучающие: познакомить с основными шахматными понятиями, терминами; способствовать формированию устойчивого интереса детей к игре в шахматы; учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии; обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии. Развивающие: формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). Воспитательные: воспитывать, усидчивость, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни; прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям. 1.3. Учебный план Всего Теория Практика № Наименование темы п/п Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика. 1 Первое знакомство с «Шахматным королевством». Шахматная доска. «Волшебство начинается» 2 Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. 3 Линии на шахматной доске. 1 1 - Формы аттестации/ контроля Предварительный и текущий. 1 1 Текущий и тематический. 1 1 Текущий и 5 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Диагонали. Центр шахматной доски. 1 1 Шахматные фигуры. 1 1 Виды шахматных фигур. 1 1 Начальная позиция. 1 1 Ладья. Слон. Ладья против слона. 1 1 Ферзь. Ферзь против ладьи и слона. 1 1 Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, 1 слона Конь. Конь против ферзя, ладьи, 1 слона. Король. Король против других фигур. 1 1 Мат и пат 1 1 Шах 1 1 Ценность шахматных фигур 1 1 Итоговое занятие. «До свидание шахматное королевство». Итоговая диагностика. Итого: Календарный учебный график. Дата начала занятий Дата окончания занятий 01 марта 2023 г. 20 апреля 2023г 16 1 1 1 1 16 2 Количеств о учебных недель 8 тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Текущий и тематический. Тематический, итоговый. Итоговый. 14 Количество учебных дней 8 Количеств о учебных часов 16 Режим занятий 2 раз в неделю - 25 минут 1.4. Содержание программы Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям дошкольного возраста. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что в период обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дети знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Содержание практического раздела программы 6 1. Шахматная доска. Теория. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Практика. Дидактические игры и задания: "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры. Теория. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Практика. Дидактические игры и задания: "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет"."Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур. Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Практика. Дидактические игры и задания: "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур. Теория. Ладья, Слон, Ферзь, Пешка, Конь, Король. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Практика.Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой 7 фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. Цель шахматной партии. Теория. Шах, мат, пат, ничья длинная и короткая рокировка и ее правила. Практика. Дидактические игры и задания: "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 1.5. Планируемые результаты освоения программы: В результате реализации программы у детей планируется: Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). К концу обучения дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; знать «цену» каждой шахматной фигуры; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу обучения дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат. При знакомстве дошкольников 5—6 лет с азами шахмат, необходимо помнить, что этому возрасту свойственно: преобладание игры как ведущего вида деятельности, стремление добиться конечного результата, а не понять, как этот результат достигается, образный характер познавательных интересов, преобладание образного мышления над отвлеченными рассуждениями, повышенная эмоциональность, страстное желание успеха и боязнь неудачи. 8 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарно - тематический план (составляется ежегодно) вынесено в отдельный документ (Приложение 1). 2.2. Условия реализации программы Основные возрастные особенности детей 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% всех черт личности ребенка закладывается в этом периоде. В этом возрасте ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. Ведущее значение приобретает развитие воображения. Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – режиссерские, игры фантазии, игры с правилами. Дети шестого года жизни появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, стараются их исправить. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщение, что является основой логического мышления. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Материально – техническое обеспечение Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база: шахматные доски с набором шахматных фигур, демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур, шахматные часы, шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации, мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек». Основные формы и средства обучения: Практическая игра. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. Кадровое обеспечение Для успешной реализации Программы проводить обучение игре в шахматы могут: педагог дополнительного образования; воспитатель или иной специалист ДОУ, имеющий педагогическое образование со специализацией «Дошкольное образование» и курсы повышения квалификации по теме «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС». 2.3. Формы аттестации Вводный контроль (первичная диагностика) проводится для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование, наблюдение. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая аттестация проводится в форме индивидуальной беседы. Промежуточная аттестация: нет 9 Формы контроля: Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу по программе на всём протяжении её реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста качества знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности реализации программы занятия (модуля) осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. 2.4. Контрольно-оценочные материалы На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих заданий. В течение реализации программы ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося. Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий. Фамилия, имя ребенка Знания История шахматной игры Уровен ь развит ия Правильное расположен ие шахматной доски Название шахматн ых фигур Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске Действия с шахматны ми фигурами и пешкой Условные обозначения: Высокий уровень-3 балла Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве Средний уровень-2 балла Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». 10 Низкий уровень - 1 балл Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи Критерии оценки итогового уровня: Высокий уровень- 2,5- 3 балла средний уровень- 1,5-2,4 балла низкий уровень - 1-1,4 балла 2.5. Методическое обеспечение Обучение осуществляется на основе общих методических принципов: Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы 11 ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся(самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. 2.6. Рабочая программа Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ 2.7. Информационные ресурсы: 1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000. 2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000. 3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990. 4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 . 5.Н.М.Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с. 6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968. 7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960. 8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990. 9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990. 10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001. 11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002. 12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996. 13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995. 14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966. Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного процесса: 1. Графические программы http://www.softportal.com 2. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с. 3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. Дидактические шахматные сказки Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. 12 Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах 1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. 2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. 3. Добрыня, посол князя Владимира (былина). 4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. 5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982. 6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. 7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. 8. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). 9. Остер Г. Полезная девчонка. 10. Пермяк Е. Вечный Король. 11. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973. 12. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. 13. Сухин И. Котята-хвастунишки. М, 14. Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга. 15. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993. 16. Сухин И Удивительные приключения шахматной доски. 17. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994. 18. Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.: Педагогика, 1991. 19. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. 20. Шаров А. Сказка о настоящих слонах. Стихотворения о шахматах и шахматистах 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра. Художественная литература для детей по шахматной тематике 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. 13 10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. 11. Раскатов М. Пропавшая буква. 12. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. 13. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. 14. Томин Ю. Шел по городу волшебник. 15. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. 16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. 14 Приложение 1 № заняти я № темы 1 1 2 2 3 4 3 4 5 5 6 7 6 7 8 8 9 9 10 10 11 12 13 14 15 11 12 13 14 15 16 16 ИТОГО: Календарно - тематическое планирование программы «Шахматное королевство » возраст 5-6 лет. педагог дополнительного образования Романовская С.М. группа 2023 года обучения Тема учебного занятия Дата Часы Содержание деятельности Теоретическая часть Практическая часть занятия занятия Количество Форма Количество Форма часов организации часов организации деятельности деятельности Первое знакомство с шахматным групповая групповая 1 1 01.03. королевством. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали групповая групповая 1 1 03.03 и вертикали. Линии на шахматной доске. Диагонали. 07.03 групповая групповая 1 1 Центр шахматной доски. 09.03 групповая групповая 1 1 Шахматные фигуры. Виды шахматных групповая групповая 1 1 14.03 фигур. Начальная позиция. 16.03 групповая групповая 1 1 Ладья. Ладья против ладьи. 21.03 групповая групповая 1 1 Слон. Слон против слона. Ладья против групповая групповая 1 1 23.03 слона. Ферзь. Ферзь против ладьи и слона. 28.03 групповая групповая 1 1 Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, групповая групповая 1 1 30.03 слона Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона. 04.04 групповая групповая 1 1 Король. Король против других фигур. 06.04 групповая групповая 1 1 Шах. 11.04 групповая групповая 1 1 Мат. 13.04 групповая групповая 1 1 Ценность шахматных фигур 18.04 групповая групповая 1 1 «До свидание шахматное королевство». групповая групповая 1 1 1 20.04 Итоговая аттестация 16 2 4