ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» СОГЛАСОВАНА коллегией отдела образования Жуковского района (протокол № от 30.08. 2024 г.) УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» № 29-О от 30.08.2024г. Программа развития муниципального дошкольного образовательногоучреждения «Муниципальный детский сад «Рябинка» на 2021-2025гг. с. Высокиничи 2024 г. Оглавление Введение Паспорт Программы 3 4 Информационная справка Проблемный анализ деятельности ДОО за период, предшествующий инновационному циклу развития Анализ образовательной политики и социального заказа Анализ жизнедеятельности Анализ результатов образовательного процесса Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие 6 11 20 21 23 24 25 26 27 28 28 5 5.1 5.2 5.3 Взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) Определение возможных путей решения проблем Концепция ДОО Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения Образ педагога образовательного учреждения Видение ДОО, общий образ его будущего желаемого состояния Стратегия развития дошкольной образовательной организации Механизм реализации Программы развития Критерии развития оценки эффективности и реализации Программы развития ДОО Основные направления Программы развития ДОО I этап (подготовительный) II этап (реализации) III этап (обобщающий) 6. Ожидаемые результаты 31 1. 2. 3. 3.1 3.2 3.3 3.3.1 3.3.2 3.3.4 3.3.5 3.4 3.5 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 11 13 13 15 17 19 20 28 28 29 31 2 Введение Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными результатами. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Муниципальный детский сад «Рябинка» (далее – Программа развития, далее - ДОО) представляет собой управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, главные цели, задачи и направления образовательного процесса, особенности ресурсного обеспечения педагогического процесса и его инновационных преобразований, основные планируемые цели, сроки и технологии их реализации в ДОО на 2021-2025 гг. Направленность Программы развития заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования инновационного потенциала ДОО. Программа развития предназначена для удовлетворения потребностей: Воспитанников – в освоении познавательных и ценностных основ качеств личности; в расширении познавательного и исследовательского пространства, в широком общении, всамопознании, самореализации; Педагогов – в формировании педагогических компетенций, позволяющих педагогам быть субъектом воспитательной деятельности в системе образования, иметь профессиональные, психологические и педагогических знания, умения, а также сформированную профессиональную позицию, требуемую от него профессией. Родителей – в получении их детьми качественного дошкольного образования, в развитии способностей ребенка, в реализации образовательного потенциала воспитанников в комфортных условиях с учетом их индивидуальных особенностей. Социальных партнеров – в организации совместной деятельности, основанной на взаимной заинтересованности, направленной на достижении общих целей. Программа развития как управленческий документ развития ДОО определяет ценностно - смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, учитывает имеющиеся возможности, профессиональный уровень педагогов и специалистов, а также риски,возможные в процессе реализации Программы развития. Программа развития как проект перспективного развития ДОО призвана: - обеспечить всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; - направить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОО для достижения цели Программы развития. В основу реализации Программы развития положено программно-целевое планирование, составление конкретной программы достижения желаемых результатов, а также технологии проектного управления, позволяющие в совокупности управлять всеми ресурсами (материальнымии кадровыми), обеспечивающими развитие ДОО. Реализация Программы развития будет проходить в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы ДОО. Результатом работы ДОО является повышение эффективности работы, результатом реализации Программы развития – высокий уровень удовлетворенности участников образовательных отношений качеством дошкольного образования. 3 1. Паспорт Программы развития Название Программы Название организации Разработчики Программы Участники Программы Цель Программы Задачи Программы Целевые показатели эффективности реализации Программы Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Муниципальный детский сад «Рябинка» Жуковского района на 2021-2025 г.г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальный детский сад «Рябинка» Хаджиогло Галина Александровна – заведующий; Романовская Светлана Михайловна – старший воспитатель; Рабочая группа педагогов. - педагогический коллектив; - воспитанники; - родители (законные представители). Обеспечение качественного образования путем обновления образовательной среды и содержания образования, развития профессионального потенциала педагогов -Модернизация системы управления ДОО; -Обновление и расширение материально-технической базы ДОО в соответствии с требованиями времени и инновационными задачами работы коллектива; -Сохранение качества воспитания и образования в ДОО; -Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процесс; -Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе; -Введение дополнительного образования, как совокупности услуг, доступных для широких групп воспитанников; -Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи с учётом индивидуальных особенностей и потребностей родителей воспитанников. -100% соблюдены этапы прохождения курсов повышения квалификации педагогов; -76% педагогов, реализующих современные образовательные технологии; -35% педагогов, участвующих в методических мероприятиях и распространении педагогического опыта; -28 % педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах; -49% улучшения показателей качества образовательного процесса (проектноисследовательских умений дошкольников, поисковопознавательной инициативы воспитанников); -развивающая предметно-пространственная среда обогащена техническими средствами, материалами, оборудованием для организации познавательноисследовательской деятельности воспитанников (ед.); -40 % родителей повысивших свою компетенцию в вопросах развития ивоспитания детей; -90 % родителей удовлетворенных деятельностью ДОО. 4 Сроки реализации Программы Ожидаемые результаты Сентябрь 2021 г.– декабрь 2025 г., в том числе: подготовительный этап – 2021 г., основной этап – 2022 г. – август 2025 г., заключительный этап – сентябрь – декабрь 2025 г. -Соответствие образовательному заказу общества; -Система управления ДОО будет соответствовать требованиям современности; -Обновлённая структура и содержание образования через реализацию инновационных, в том числе здоровьесберегающих технологий; -Кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям; -Разработана единая медико-педагогическая система сопровождения ребёнка; -Оздоровление детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей-инвалидов, воспитанников; -Успешное усвоение выпускниками ДОО образовательной программы ДОО– 100%; их социализация в условиях ДОУ – 100%; индивидуализация образования; -Стабильная работа системы раннего развития, специальная помощь детям раннего возраста; -Родители ДОО будут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса; -Обновлённая система социального партнёрства; -Широкий спектр вариативных форм дополнительного образования детей в ДОО; -Модернизированная материально-техническая база ДОО. 5 Наименование Сокращенное название Руководитель Адрес Телефон Адрес электронной почты Сайт Учредитель Дата создания 2. Информационная справка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальный детский сад « Рябинка» (далее: Учреждение) МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» Хаджиогло Галина Александровна 249180, Калужская область, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. Ленина д.18а. (48432) 23-343 mbdou_riabinka@adm.kaluga.ru http://dsrybinka.kaluga.ru Учредителем является Администрация МР "Жуковский район ". Детский сад подведомственен отделу образования Жуковского района, по организационно-правовой форме является муниципальным, казенным учреждением 1988 год Лицензия Лицензия 40ЛО1№0001609 Выдана Министерством образования и науки Калужской области 28 июня 2016 г Устав Утвержден Постановлением администрации МР «Жуковский район» от«23»03 2021 года № 270 Режим работы Режим работы: с 7часов 00 минут до 19 часов 00 минут, длительность - 12 часов, суббота-воскресенье: выходной. Здание МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» расположено в жилом районе села, типовое, двухэтажное кирпичное. Водоснабжение и отопление центральное. Территория огорожена, озеленена насаждениями по всему периметру. Прогулочные участки имею теневые навесы (веранды). Состояние материально-технической базы ДОО соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности Групповые помещения ДОО оснащены удобной детской мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям СП. РППС модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование групповых помещений соответствует возрасту воспитанников группы, познавательным, интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям программно-методического комплекта: в каждой группе оборудованы уголки активности для самостоятельной деятельности детей. Воспитатели групп регулярно пополняют содержание данных уголков дидактическим, сюжетным, познавательным и развивающим материалом. Все больше в группах появляется материалов, активизирующих познавательную 6 деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Оборудование предметнопространственной среды подбирается с учетом половой принадлежности воспитанников: для мальчиков и девочек. В группах имеются зоны для индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, которая направлена на оптимизацию выявленных затруднений детей, отработку и закрепление пройденного материала. Согласно программным задачам в каждой группе подобрана мебель по потребностям и согласно структуре помещений. В группах имеются: -ноутбук; -игрушки, развивающие игры и пособия в соответствии возрастным особенностям детей и количеству детей в группах. Режим работы ДОО Деятельность ДОО в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. Детский сад работает с понедельника по пятницу с 7.00 до 19.00. Продолжительность занятий от 10 до 30 минут, среднее их количество от 1 до 3-х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке. Обеспечение безопасности 1.В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности). 2.В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка пожарной сигнализации. 3.В ДОО ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД. 4.Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ. Питание в ДОО осуществляется в соответствии с 10-дневным меню и обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 10,5 часовым пребыванием в соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах). Система работы по здоровьесбережению воспитанников, консолидирующая интересы всех участников педагогического процесса, направлена на формирование у детей ответственного отношения к здоровью. Воспитанникам Учреждения гарантируется: - охрана жизни и здоровья; - защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; - защита его достоинства; - удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении; -удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение помощи в коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей; - предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. Вывод: социальные условия способствуют успешной социализации воспитанников ДОО. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью, не покидая пределов ДОО. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и 7 предупреждению чрезвычайных ситуаций. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются. Контингент воспитанников № п/п 1 Группы Возраст детей Количество групп 1 Численность детей 6 Группа для детей раннего возраста- 1.6мес. до 2лет 1группа раннего возраста 2 Группа для детей 2 до 3 лет 1 9 раннего возраста2группа раннего возраста 3 Группа для детей С 3 до 4 лет 1 17 младшего дошкольного возраста – младшая группа 4 Группа для детей С 4 до 5 лет 1 19 среднего дошкольного возраста – средняя я группа 5 Группа для детей С 5 до 6 лет 1 22 старшего дошкольного возраста – старшая группа 6 Группа для детей С 6 до 7 лет 1 23 старшего дошкольного возраста – подготовительная к школе группа 7. Итого 6 6 96 Социальный статус семей воспитанников МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» Социальными заказчиками образовательной деятельности ДОУ являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников. Поэтому одной из приоритетных задач деятельности коллектива ДОО является построения конструктивно-партнерского взаимодействия семьи и детского сада. 96 особенности семьи Всего воспитанников полные семьи 81 неполные семьи 12 Опекуны 3 Многодетные 27 Высшее 37 Средне- специальное 63 образование родителей Среднее 31 Рабочие 34 9 социальный состав Служащие 8 домохозяйки 26 индивидуальные 9 предприниматели Структура управления ДОО Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является заведующий Учреждением. Утверждение структуры и штатного расписания Учреждения осуществляется заведующим. В Учреждении сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся: - общее собрание работников Учреждения; - педагогический совет; - совет родителей; Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ) направлены на достижение оптимального результата. Планируется расширение внешних связей с различными структурами. Структура управления МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» Анализируя кадровый состав и условия труда работников можно выделить следующее – дошкольное учреждение укомплектовано штатами: -заведующий, -старший воспитатель, -педагог – психолог, -завхоз, -музыкальный руководитель, -воспитатели, -помощники воспитателей. Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства, в связи с этим в ДОУ проводится систематическая работа по повышению профессиональной компетентности, освоению новых технологий, методик. Образовательный процесс осуществляют 15 педагогов. Работа с кадрами была направлена на формирование творческого коллектива единомышленников высокого профессионального уровня. Образовательный процесс в ДОО осуществляло 11 квалифицированных специалистов. Среди них: музыкальный руководитель и педагог психолог. Из педагогов имеют высшее педагогическое образование – 2 человека; среднее профессиональное педагогическое образование – 13 человек. Из них: со стажем работы до 5 лет – 5 человек; свыше 20 лет – 5 человек Диаграмма с характеристиками кадрового состава по возрасту 24% 15% 15% 8% 15% 15% 8% Возраст 0% 0% до 25 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 9 Диаграмма с характеристиками кадрового состава по категориям 85% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 15% 0 0 Категории Распределение педагогов по уровню образования 100% 85% 80% 60% 40% 20% 15% 0% Высшее Среднеепрофессиональное 10 Анализ творческих достижений воспитанников 2015 -2020 уч. г. Мониторинг творческих достижений воспитанников ДОО за 2015-2020 гг. показал, что воспитанники принимали активное участие в конкурсном движении: уровень; региональный уровень; муниципальный уровень. Динамика социально-психологического климата в коллективе за последние годы неоднородна. В связи с приходом новых сотрудников продолжается фиксироваться процесс становления и самоутверждения. Объединяющим фактором является не только уровень профессионализма, но и личностные качества сотрудников, умение общаться, снимать психологическую нагрузку. Педагоги стажисты готовы делиться своим опытом и оказывать поддержку «новичкам». В ДОУ созданы традиции, полноценное пространство и система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка: -насыщенное и безопасное развитие и существование детей, -взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве, -приоритет развивающих и воспитательных задач. Все это свидетельствует о положительной работе администрации, направленной на личностно-профессиональный рост всего коллектива. Таким образом, выявленные в ходе анализа воспитательно - образовательного процесса сильные стороны свидетельствуют о: -мобильности коллектива ДОО, стремлении к самообразованию, к овладению современными образовательными технологиями; -грамотной организации образовательной деятельности, способствующего успешной социализации детей и закладыванию у них основ общечеловеческих знаний; -укрепляется положительного имидж образовательного учреждения. Сильные стороны Слабые стороны коллектив объединен едиными целями и профессиональное выгорание; задачами. возможность не стабильности в комплектовании Раздел 3. Проблемный анализ деятельности ДОО за период, предшествующий инновационному циклу развития 3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа. Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является признание приоритетности образования (Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.4 дошкольное образование обозначено, как первый, полноправный уровень образования. Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: -обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума; -достижение нового современного качества дошкольного образования; -повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; 11 -развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения, -системы поддержки талантливых детей. Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума. Социальный заказ Требования к компетенциям Требования «условиям в выпускника ДОУ образовательном учреждении» Готовность к выбору Здоровьесбережение всех Современное системное и проектное участников образовательного мышление процесса Коммуникативные компетенции Преемственность Толерантность Открытость ДОУ Развитие индивидуальности Участие общественности в Мобильность и готовность обучаться в системе оценки качества течение всей жизни образования Правовая культура Непрерывное повышение Гражданская позиция профессионального уровня Ответственное отношение к здоровью сотрудников Эмоционально-комфортное состояние Инновационность Система поддержки талантливых детей. Данные по результатам проведенного в ДОО анкетирования и опроса родителей показали, что современный детский сад должен быть: -современно оснащен и эстетически привлекателен - 62%; -с комфортными психолого-педагогическими условиями - 56%; -с высоким профессионализмом сотрудников - 85%; -с индивидуальным подходом к ребенку - 97%; - с качественной подготовкой к школе - 89%; -с использованием современных программ и технологий (включая здоровьесбережение) - 91%. Кроме этого, 93% родителей готовы участвовать в жизни ДОО, большинство из них (81%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности группы, 3% хотели бы выступить в роли советников, 40 % - готовы участвовать в оценке образовательных услуг. В целом проведенные исследования показали высокий уровень педагогической компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психологопедагогическими знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОО компетентной и адекватной информационно-консультативной помощи. Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как и то, что уровень информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОО и его возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности и заинтересованности данных родителей. Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. 12 Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон 3.2. Анализ жизнедеятельности ДОО Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. Анализ жизнедеятельности ДОО за период 2015-2020 гг. строится на базовой структуре ДОО, и мы рассматриваем его как основной ресурс в создании комплекса МДОУ Муниципальный детский сад «Рябинка». За данный период работы педагогами ДОО: -реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд. исп. И доп.— м.: мозаика-синтез, 2015., и также является пилотной плошадкой апробирующей программно-методический комплекс дошкольного образования «Программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Авторы: Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова». -применяются парциальные программы и методики: - Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторы: Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б., -Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». Авторы Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская., -Программа «Музыкальные шедевры». Авторы: О.П.Радынова., -Программа «ладушки». Авторы: И.Каплунова, И.Новоскольцева. -используются новые форм работы с детьми, направленные на реализацию индивидуализации образовательной деятельности; -создана система методического сопровождения деятельности педагогов, которая способствует повышению качества услуг в сфере образования; -разработаны критерии оценки качества образования для всех участников образовательного процесса; -проведены специальные мероприятия и реализован проект по созданию положительного психологического климата в детском, родительском и педагогическом коллективах. 3.3. Анализ результатов образовательного процесса 3.3.1.Физическое развитие. В первом полугодии учебного года работа направлена на проведение санитарногигиенических мероприятий, снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей. В мероприятиях по оздоровлению в основном использовались природные факторы (солнце, воздух и вода) и элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, полоскание зева прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка и т.д. С целью повышения защитных сил организма дети ежедневно получали соки, свежие фрукты, С- витаминизация третьих блюд Распределение детей по группам здоровья. № Всего детей по Всего Группы здоровья, учебные годы группам детей I II III IV 1. Ранний возраст 15 11 3 1 2. Младший возраст 15 14 1 - - 13 3. Средний возраст 22 14 7 - - 4. Старший возраст 25 16 9 - - 5. Подготовительная к школе группа 29 12 17 - - Из полученных данных видно, что здоровые дети, с 1 группой здоровья, составляют 65 % от количества воспитанников. Остальные дети имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По антропометрическим данным (обследования: измерение массы тела и роста) позволяют сделать вывод: оценка физического развития воспитанников соответствует норме. Питание в детском саду организовано с учетом физиологических потребностей в энергии и основных пищевых веществах для детей всех возрастных групп, что обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний. Фактический рацион питания соответствует утвержденному примерному меню. Основные продукты, как молоко, масло, мясо, овощи, крупы, хлеб дети получают ежедневно. Яйцо, творог, рыба – 2 раза в неделю. В целях профилактики гиповитаминозов проводим С-витаминизацию 3-его блюда. Нами была определена цель нашей работы: создать условия для оздоровления и укрепления детского организма. Поставленные задачи выполнены. Работа с детьми: — формируется жизненно необходимые двигательные умения и навыки у детей с учетом их индивидуальных особенностей; — развиваются необходимые психофизические качества (ловкость, выносливость, гибкость, координация движений, ориентировка в пространстве); — воспитывается потребность в ежедневных физических упражнениях, умения испытывать «мышечную радость», получать удовольствие от движений; —формируется потребность в здоровом образе жизни через специально организованный цикл образовательной деятельности; навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; —дети овладевают некоторыми приемами первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов неотложки); —формируется произвольное поведение, навыки самоорганизации, самостоятельности и самоконтроля. Работа с родителями: —формируем ответственное отношение к физическому развитию и воспитанию ребенка; —формируем потребность семьи (родителей) в здоровом образе жизни, укреплении и сохранении здоровья через совместную двигательную деятельность; — обеспечиваем преемственность в оздоровлении и физическом воспитании детей в ДОУ и семье; — на сайте детского сада размещена информация для родителей «Безопасность». Работа с педагогами: —воспитателям оказывалась помощь в создании условий для полноценного развития психофизических качеств каждого ребенка группы; повысили педагогическую компетентность по вопросам профилактики и снижения заболеваемости; —прошли семинары и консультации по обучению методам и приемам индивидуального подхода к ребенку при проведении оздоровительных процедур; с молодыми педагогами проводились консультации по умению правильно распределять физические нагрузки в течение дня в соответствии с состоянием здоровья своих воспитанников; —все педагоги прошли курсы повышения квалификации по оказанию первой 14 медицинской помощи; — в группах есть папки с материалами по безопасности. Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений 1.Праздники проводятся в соревновательной или игровой форме, а также могут комбинироваться с музыкальными праздниками, на которых дети поют и танцуют. 2. Один раз в месяц проводятся спортивные развлечения, особенность которых — объединение разновозрастных групп, обыгрывание сказочного сюжета или проведение спортивных игр-путешествий, предполагающих поиск и выполнение заданий, «спрятанных» в разных помещениях детского сада или на его участке. Анализируя работу всех специалистов в детском саду можно прийти к такому заключению, что в ДОО выстроена система здоровьесбережения для всех участников образовательного процесса. Работа ведется по трем основным направлениям: с детьми, педагогами и родителями, так как невозможно добиться желаемых результатов без тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса. В содержание понятия «культура здоровья» включено не только физическое, но и социально-психологическое и духовно-нравственное здоровье. В детском саду создана целостная система работы воспитателей, музыкального руководителя, сотрудничество педагогов, детей и родителей. Для сохранения здоровья ребенка объединены усилия всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, воспитателей, медицинской сестры, музыкального руководителя. Созданы условия для приобщения детей к традициям и ценностям здорового образа жизни, формирования привычки заботиться о своем здоровье. Даются знания, умения и навыки валеологического характера для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Из бесед с дошкольниками установлено, что у них формируется осознанное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, дети активны в самостоятельном процессе познания мира. Дети имеют представления: о витаминах, полезных продуктах, правильном питании, их роли в жизни человека; что такое здоровье и как его сберечь; что такое витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье; что такое правильное питание; какие продукты считаются полезными, а какие — неполезными; какие органы есть у человека, как они «работают»; как заботиться о сердце; что такое режим, гигиена и закаливание; какой бывает вода, какая полезна для здоровья; что такое микробы и вирусы; какие бывают болезни, что их вызывает; как предупреждать болезни; как правильно оказать себе первую помощь; что такое аптека, для чего она нужна; что такое лекарственные растения. В целом ситуация со здоровьем воспитанников детского сада стабильна. Сильные стороны Слабые стороны в ДОО выстроена система недостаточное владение методикой здоровьесбережения; физкультурно-оздоровительной повысилось качество проведения работы молодыми специалистами физкультурно-оздоровительных ДОО. мероприятий с детьми 3.3.2 Художественно-эстетическое развитие Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста - это интегративное личностное качество, формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкальноэстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, 15 представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоциональнооценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. В ДОО музыкальным руководителем внедряется полихудожественный подход к образовательной деятельности, который позволяет творчески решать задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки. Тематический принцип дает возможность раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, служит поддержанию интереса к занятиям. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. В результате данной системы работы словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства при восприятии звучащей мелодии. Дети учатся различать выразительные средства музыкального произведения, определять темп, динамику, регистр, жанр. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок активно проявляет свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество). Репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключительной ценностью в музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка (психофизиологический аспект). Упражнения, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми, различны по своим функциям: -упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика, -упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, музыкально-дидактические игры, упражнения с предметами, подвижные игры, танцы (хороводы, пляски, современные танцы), игровое танцевальное творчество. Освоение детьми умений в музыкально-ритмической деятельности способствует формированию красивой осанки, выработке выразительных, пластичных движений. Музыкант оперирует звуками, писатель словом, живописец обращается к линии и цвету. Воспитатель строит непосредственную образовательную деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Сочетание зеленого уголка с образцами детского творчества придаёт интерьеру загадочность, декоративную яркость, побуждает у детей желание заниматься изобразительной деятельностью. Воспитатели прививают детям чувства прекрасного, формируют умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства) Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани, цветная бумага, фломастеры и т.д. Применение игровых приемов в изобразительной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, 16 беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребенка, его наблюдательность, фантазию, воображение. Традиции: -Праздники для родителей: «Праздник Осени» (октябрь), «День матери» (ноябрь), «Новый год» (декабрь), «Прощание с елочкой» (январь), «Защитники Отечества» (февраль), «Мамин праздник» (март). -концерт ко дню Победы; -музыкально-поэтические гостиные, конкурсы чтецов (посезонно); -ежегодное проведение «Театральной недели» (март); -сезонные выставки детского творчества; -участие в конкурсах детского творчества различного уровня (постоянно). Сильная сторона Слабая сторона Проводится интегрированная Устарение материально – образовательная деятельности с технического оснащения детьми. Для обеспечения единства в понимании роли музыки в жизни детей музыкальный руководитель строит работу с родителями с учетом особенностей воспитания в семье. Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним. 3.3.3.Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п.2.6.). Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники. В результате педагогической работы сотрудников ДОО в каждой группе создан патриотический уголок. Дети располагают знаниями о названии страны, ее географии, природе, символе, они читают стихи, поют песни, значит, задача выполнена в пределах возраста. Это приобщает ребенка к своей национальной культуре, формирует уважение ко всем народам. Правовое воспитание Сильная сторона Продолжается работа по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка (в русле методики ознакомления с социальным миром). Воспитатели проводит для этого серию бесед, в процессе которых обсуждаются Слабая сторона Недостаточно работы с родителями об их правах и обязанностях, и о правовом статусе педагога. 17 правила поведения взаимоотношений. и Подчеркивается гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать, всегда говорить правду друг другу и др.) Для закрепления у дошкольников знаний об их правах и обязанностях, используются театрализованные игры, разыгрываются проблемные ситуации. Экологическое воспитание Одно из важных направлений работы ДОО - экологическое воспитание. Основная цель - воспитание социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования. Сильная сторона. Благодаря творческому поиску педагогов групповые уголки природы оборудованы с учетом современных требований. Круглогодично функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность. Исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес, творчество, умение логически мыслить, обобщать. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уже в раннем возрасте своих воспитанников педагоги, используя различные ситуации, уточняют с детьми форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы через серии дидактических игр. В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации, разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Слушание и обыгрывание рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает педагогам ввести детей в мир «отраженной природы», в мир литературно художественного искусства. Совершенствуя работу по расширению знаний у детей о загадочном мире природы, педагоги обращаются к народной педагогике (пословицам, поговоркам, сказкам). Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой. Большое внимание воспитатели уделяют природоохранной деятельности человека. Разработан и реализуется экологический проект «Съел конфету – не сори, фантик в дело примени!»». Проведены акции «Домик для птиц», «Посади цветок», «Елочка живи». Система профориентационной работы. Работа в рамках профориентации ведется в системе. В рамках данного направления проведено ряд мероприятий: - экскурсии по помещениям ДОУ (кухня, прачечная) -знакомство дошкольников в игровой форме с профессиями: «Пожарный», «Машинист», «Плотник», «Овощевод», «Повар, кондитер», «Продавец», «Парикмахер», «Врач» и т.д. Совместно с родителями организовывались встречи под названием «Мой папа (мама) …». Завершались такие встречи вокальными, хореографическими номерами. 18 Анализ развития познавательной активности Сильные стороны Слабые стороны накоплен богатый материал у детей слабо выраженные для работы с детьми; экологические навыки; у детей высокая познавательная отсутствует экологическая культура активность. в семье; недостаточное отношение со стороны педагогов к вопросам экологической культуры и экологической деятельности; мало проводится развлекательных и досуговых мероприятий по закреплению познавательных умений и навыков. 3.3.4.Речевое развитие Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей состоит в формировании правильной литературной устной речи и отношения к ней как особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои усилия педагоги направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на освоение ими грамматически правильной речи и звуковой культуры, на подготовку и обучение их грамоте. Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной обстановке, соблюдается «фон тишины», тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы по картинке, по внешнему виду игрушки, из личного опыта, учат пересказывать и сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную форму работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе ведется обучение грамоте. Педагоги ДОО используют различные средства информации для родителей по вопросам речевого развития: -информационно-аналитические: проведение экспресс – опросов «Роль книги в жизни ребёнка», «Мы правильно говорим»; анкетирование «Как вы заботитесь о психологическом развитии ребёнка?»; -досуговые: совместный досуг «По тропинкам сказок», КВН «Кошки – мышки», праздник «Конкурс чтецов», участие родителей и детей в совместных выставках творчества «Милой мамочке», «Волшебный сапожок»; -познавательные: семинары-практикумы «Метод Су-джок и приёмы работы», «Как развивать познавательно-речевую активность детей 4-5 лет», «Игры и тренажеры для развития речевого дыхания». Мастер-класс «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей», «Приёмы использования кинезиологических упражнений»; консультации с «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Что такое фонематический слух и как его развивать?», «Фольклор в речевом развитии детей»; «Дидактические игры в формировании грамматического строя речи», «Формирование правильного речевого дыхания», -наглядно-информационные: выпуск стенгазет «Развитие речи в режиме дня», «Узнай своего ребёнка»; подборка игр и литературы по теме «Развиваем речевое общение», изготовление дидактического пособия «Звуковая ромашка», подборка памяток «Играем с Су-джок», буклеты «Волшебный мир звуков», «Будем правильно дышать», 19 предложены картотеки игр. В детском саду имеются: -наглядный и дидактический материал; -педагоги самостоятельно используют информацию из интернета (распечатывают материал, делают для детей презентации, 70 % педагогов используют в работе ноутбуки); -в группах создается и пополняется вариативная, доступная и безопасная РППС. 3.3.5. Социально-коммуникативное развитие Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС ДО п.2.6.). Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные записи. В группах разнообразная развивающая среда и комфортная обстановка. В ДОО и на территории также сделана развивающая среда с учетом интересов и потребностей детей. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогами для повышения эффективности образовательного процесса в: - подборе иллюстративного материала к ОД (сканирование, интернет–ресурсы, принтер, презентация); - подборе дополнительного познавательного материала к ОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; - использовании цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их; - использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно – методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для ОД, расширения кругозора детей 3.4 Взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе комплексного сопровождения детей в ДОО. Наш опыт показывает, что большинство родителей первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов и педагогов. Поэтому возникла идея разработать инновационный проект «Родительский клуб», как одной из форм взаимодействие с семьями воспитанников. Участниками проекта стали педагоги дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, а так же родители и дети. Целью инновационного проекта является улучшение пребывания ребенка в ДОО. В рамках реализации проекта были поставлены следующие задачи: 20 -повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОО; -организовать совместные мероприятия, как следствие плодотворного сотрудничества детского сада и семьи в интересах развития личности ребенка. Профилактическая и консультационная работа велась по трем направлениям: с педагогами, родителями и детьми. Ежегодно проводятся следующие мероприятия: - общее родительское собрание, -групповые собрания, -индивидуальное консультирование специалистов ДОО по возникающим проблемам в воспитании дошкольников (сбор информации), -семинары-практикумы, -привлечение родителей к участию в выставках (рисунков, поделок). Наибольшей популярностью пользуется страничка «Шпаргалка для родителей», которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Родители на протяжении всего учебного года участвовали в создании развивающей среды в группах, в праздниках и развлечениях, проводимых воспитателями и музыкальным руководителем ДОО, в создании проектов по тематическим неделям. Сильная сторона Слабая сторона Реализуется элементарное правовое Невысокая педагогическая просвещение родителей, сотрудников, грамотность родителей детей, направленное на расширение Занятость родителей правовой осведомленности. Педагоги побуждают родителей проявлять активный познавательный интерес к жизнедеятельности детского сада 3.5. Определение возможных путей решения проблем Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОО, необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в формировании компетенций выпускника ДОО. Наиболее актуальными проблемами в ДОО являются: -Правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их правовое поведение. -Не выстроена работа с родителями по формированию ответственности за сохранение здоровья у своих детей. -Не в полной мере ведется работа с родителями по экологическому воспитанию. -Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы. -Родительская общественность не достаточно включена в планирование работы ДОО. -Система работы со школой носит односторонний характер и не затрагивает содержание образования. -Не все педагоги стремятся выстраивать образовательную деятельность на основе взаимодействия с детьми, ориентируясь на интересы и возможности ребёнка, не все признают за ребёнком право на выбор. -Трансформируемость, полифункциональность, вариативность и содержательная насыщенность помещений не в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО. Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОО. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно. Программа развития на 2021-2025 гг. призвана осуществить переход от актуального 21 развития ДОО к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса. Направления деятельности, подвергшиеся анализу Анализ результатов охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников Анализ результатов образовательного процесса в ДОО Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса Анализ материально – технического и финансового обеспечения ДОО Возможные пути решения совершенствовать, корректировать индивидуальные образовательные программы с учётом динамики развития ребёнка и возможностей ДОО; -расширять возможности дополнительных оздоровительных услуг на бесплатной основе. совершенствовать работу педагогического коллектива (искать эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей, умений самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим собой, способностей, предлагать собственный замысел и самостоятельно воплощать его в продуктивной деятельности; осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернетресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОО и др.) создать условия для успешной аттестации и увеличения числа педагогов и специалистов с первой квалификационной категорией; создать условия для стабильной работы педагогического коллектива в режиме инновационного развития; профессионально и эффективно использовать в работе современные технологии; организовать мероприятия, способствующие повышению педагогической компетентности помощников воспитателей, обучить их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества, взаимопонимания. активизировать работу по обоснованию выделения финансовых средств на развитие ДОО. Риски (опасности): - отставание в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс; -отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у отдельных педагогических работников; 22 - стереотипность мышления педагогов. Раздел 4. Концепция развития ДОО В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению. Миссия детского сада – в объединении усилий ДОО и семьи для создания условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и интересами. Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса через: -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста строятся на шести основных принципах: -принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи. -принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил. -принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности. -принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка. -принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию. -принцип развивающейся субъектности. Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться посредством: -уважительного отношения к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям; -непосредственное общение с каждым ребёнком; -создания условий для доброжелательных отношений между детьми. Философия жизнедеятельности МДОУ «Муниципальный детский сад «Рябинка» Философия – это понимание смысла жизнедеятельности ДОО через особую систему знаний и ценностей. Индивидуализация: взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированное на интересы и возможности каждого. В нашем ДОО мы стремимся создать условия для развития индивидуальных способностей, раскрытия заложенного природой потенциала, возможности самореализации. Здоровье: это состояние полного физического, психического и социального благополучия - состояние гармонии. Наличие здоровья у человека – результат ведения им здорового образа жизни. Очень важно не только создавать условия для ведения здорового образа жизни, но и воспитывать на своём примере. Поэтому мы стремимся приобщить к ведению здорового образа жизни не только детей, но и их родственников, а также всех 23 сотрудников ДОО. Семья: в ней ребёнок находится в течение длительного периода своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Поэтому во взаимодействии с каждым ребёнком мы учитываем сложившиеся в его семье традиции, опыт воспитания. Сотрудничество, открытость: педагоги совместно с родителями обсуждают актуальные вопросы, решают возникшие проблемы, а также делятся информацией, опытом, идеями. Профессионализм, высокое качество образовательных услуг: развитие организации неотделимо от профессионального роста ее сотрудников. Педагоги нашего ДОО стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах. Инновационность: педагоги ДОО нацелены на самообразование, отбор и введение в практику новых эффективных технологий, форм, методов, повышающих эффективность образовательного процесса и отвечающих современным требованиям государственной политики. Вариативность и разнообразие: являются неотъемлемой составляющей образовательного процесса, как следствие социального заказа государства и родителей, а также исходя из особенностей развития детей. 4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать качества личности выпускника нашего ДОО. Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели альтернативным способом. Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую информацию для её решения, применять полученные знания в практической деятельности. Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за них на себя, в том числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает значимость своих действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые соответствуют его уровню развития и которые он может выполнить. Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за другими право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного достоинства, а также имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям. Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими. Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками. Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он умеет 24 получать знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие. В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать помощь другому человеку. Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за помощью к сверстникам. Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой зрения. Он обладает первичными навыками публичного выступления. Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового поведения. Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить, согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения собеседников, обладает гибкостью суждений. Иными словами, мы должны подготовить ребенка физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом. 4.2. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик. Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может воспитать только личность. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1.Профессионализм воспитателя: -имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; -владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам; -свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности; -владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы; -умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; -владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; -проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; -умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения 25 ИКТ в образовательном процессе; -стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; -реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; -владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. 2. Проявление организационно-методических умений: -использует в работе новаторские методики; -включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; -владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3. Личностные качества педагога: -четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований; -имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; -обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; -владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе; -обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; -креативен; -воплощает идеи гуманизации педагогического процесса; -развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме; -ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. 4.3. Видение ДОО, общий образ его будущего желаемого состояния Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2 мес. до выпуска ребенка в школу, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели организации предполагает: -эффективную реализацию образовательной программы воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; -обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; -личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; 26 -расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; -обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; -четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; -усиление роли комплексного психолого - педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; -принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и развития, возможность самостоятельного поведения; -высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения. Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития. Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы развития ДОУ на 2021-2025 г.г. Для создания модели современной дошкольной образовательной организации необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуальноличностного и интерактивного взаимодействия. 4.4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения Новая Программа развития направлена на создание таких условий пребывания ребенка в ДОО, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов, быть успешным. Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов воспитанников, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов, уровня системы управления качеством образования в ДОО. Одной из ключевых фигур современной образовательной системы является педагог, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде педагогов. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса педагога становится разработка политики по формированию нового функционала педагогов как новой общественной элиты, поэтому педагог должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанников. Материальная составляющая инфраструктуры ДОО направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры ДОО необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания детского сада, территории к нему прилежащей. Модель информатизации ДОО предполагает использование информационной среды детского сада для планирования образовательного процесса каждым педагогом, обладающим профессиональной ИКТ - компетентностью. Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого педагога и специалиста: наличие свободного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Организационная составляющая инфраструктуры ДОО направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность 27 выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений педагогов, их личностного и профессионального роста. 4.5. Механизм реализации Программы Развития -Механизмом реализации программы Развития ДОО являются составляющие ее проекты и программы. -Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнёрства. -Разработанная в Программе концепция развития ДОО будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов. -Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы образовательной организации. -Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад заведующего ДОО ежегодно. -Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов. 4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития ДОО -Согласованность основных направлений и приоритетов программы с федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами в области образования. -Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования. -Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса. -Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОО. -Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых ДОО услуг. 5. Основные направления Программы развития ДОО Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных технологий. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников. Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление. Совершенствование структуры управления ДОО. Примеча Задачи этапа 2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные ние I этап (подготовительный) январь 2021 г. – сентябрь 2021 г. Цель: Подготовить ресурсы для реализации Программы Развития Внесение изменений и Заведующий * * * * * дополнений в документы, регламентирующие деятельность ДОО в связи с изменяющимися условиями Укрепление связей с Заведующий * * * * имеющимися ресурсными * партнерами и поиск новых ресурсных партнеров 28 Поиск и внедрение методов повышения мотивации к * личностному и профессиональному росту педагогов. Создание материальнотехнических и финансовых * условий для работы ДОО. Разработка дальнейших перспектив развития системы * взаимодействия с другими социальными институтами * * * * * * * * * * * * Заведующи, старший воспитатель, председатель ПК Заведующий, Завхоз Заведующий, старший воспитатель, II этап (реализации) сентябрь 2021 г.- сентябрь 2025 г. Цель:практическая реализация Программы Развития Поддержание и укрепление Заведующий, имеющихся связей с старший социальными партнерами воспитатель Заведующий, Реализация мероприятий по завхоз, основным направлениям, старший определённым Программой воспитатель Развития; Обновление содержания и форм деятельности для родителей Качественная разработка программного обеспечения * воспитательно - образовательного процесса ДОО Организация методического сопровождения педагогов по * повышению профессионального уровня и качества работы: -изучение, овладение и создание базы современных игровых технологий; -разработка, апробация и внедрение авторских игровых технологий, проектов; -формирование компетенций педагогов для работы с детьми с ОВЗ; -создание условий для обобщения и распространения педагогами успешного педагогического опыта; - обеспечение качества участия педагогов ДОО в конкурсах профессионального мастерства Старший воспитатель * * * * * * * * Заведующий, ст.воспитатель, творческая гр. Заведующий, старший воспитатель, творческая группа, специалисты 29 Создание условий для качественной реализации * здоровьесберегающих мероприятий : -обновление спортивного оборудования; -приведение программнометодического обеспечения в соответствие требованиям ФГОС ДО; -внедрение современных форм осуществления физультурнооздоровительных мероприятий; -включение родителей в образовательный процесс; -повышение квалификации воспитателя по физической культуре; -обеспечение информационной открытости. Расширение программного содержания в вариативной части ООП, формируемой участниками образовательных отношений с учётом потребностей детей и родителей (законных представителей) Совершенствование содержания и формвзаимодействия детского * сада и семьи с учетом индивидуальныхпотребностей: -привлечение родителей к непосредственному участию в управленииДОО; - участие родителей в оценке качества реализации ООП, в том числе вариативной части; - поиск и внедрение новых форм и методов приобщения родителей к жизнедеятельности ДОО, с использованием современных ИКТ. Выполнение предписаний органов контроля и надзора * Укрепление имеющейся материально технической базы * (приобретение нового современного оборудования, пособий, оргтехники и др.) * * * * * * * * * * * * Заведующий, Старший воспитатель, Педагоги Заведующий, Старший воспитатель, Творческая группа, Специалисты Заведующий, Старший воспитатель Заведующий, завхоз * * * * * * * * Заведующий, Завхоз Старший воспитатель 30 III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2025 г. Цель:оценка качества реализованных мероприятий Проведение проблемноориентированного анализа состояния МТБ, обеспечивающего функционирование ДОУ; реализацию ООП и других образовательных программ Мониторинг психологопедагогических условий,* * * созданных в ДОУ для качественной реализации образовательных программ Оценка уровня включеннос-ти педагогов родителей в * * * инновационную деятель-ность ДОУ Опрос родителей на предмет удовлетворенности созданными * * * условиями для детей в ДОУ, качеством деятельности Оценка качества участия педагогов в конкурсах про- * * * фессионального мастерст-ва, мероприятиях по распространению опыта педагогической деятельности педагогов Анализ результатов мониторинга индивидуального * * * развития воспитанников, участия в творческих, интеллектуальных конкурсах Проведение корректировки мероприятий по реализации Программы Развития в соответствии с результатами мониторинга Предоставление аналитического материала на педсовете ДОО, общем родительском собрании, разместить на сайт ДОО Определение проблем для разработки новой Программы Развития * * * * * * * Заведующий завхоз, Старший воспитатель * Заведующий, Старший воспитатель * Заведующий, Старший воспитатель * Заведующий, Старший воспитатель * Заведующий, Старший воспитатель * * * * , Заведующий ДОО, Старший воспитатель Педагоги Заведующий, завхоз, Старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель Заведующий, завхоз, старший воспитатель 6. Планируемый результат В жизнедеятельности ДОО произойдут качественные изменения, которые придадут детскому саду современный облик и высокую конкурентно способность на рынке 31 образовательных услуг; созданные условия будут удовлетворять требования ФГОС ДО, позволят оказывать качественные образовательные услуги с учётом социального заказа государства и родительского сообщества ДОО. Система управления ДОО будет соответствовать требованиям современности: -Будет совершенствоваться и внедрена в практику внутренняя система оценки качества образования, как средство управления ДОО. -Локальные акты ДОО будут соответствовать современной нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций -Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг. -В ДОО будет удовлетворен запрос родителей на дополнительные образовательные услуги. Материально-техническая база будет обновлена и расширена, в соответствии с требованиями времени и задачами деятельности коллектива. Методическая служба ДОО обеспечит сопровождение воспитательнообразовательного процесса, через качественную разработку и подбор учебнометодического комплекта программ дошкольного образования (ООП, индивидуальный образовательный маршрут, вариативные программы, как часть формируемая участниками образовательных отношений). Кроме того, методическая служба ДОО будет способствовать: -повышению профессионального уровня и качества работы в организации воспитательно-образовательного процесса; -освоению теории и применении на практике современных развивающих, игровых технологий в работе с детьми и родителями; -психолого-педагогические условия будут соответствовать ФГОС ДО. Система работы с родителями претерпит качественные положительные изменения: -Родители будут включены непосредственно в воспитательно-образовательный процесс, и будут являться субъектами деятельности -В работе с родителями будут использоваться современные, интерактивные, нетрадиционные формы, ИКТ, которые будут способствовать включению родительского сообщества в жизнедеятельность ДОО. Взаимодействие с ресурсными партнерами -расширять и укреплять связи ДОО с партнерами; -отношения будут строиться на договорной основе 32 33